Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
19.05.2024, 22:27
.
Главная МОЙ РЕБЕНОК, КТО ТЫ? Регистрация Вход
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

МОЙ РЕБЕНОК, КТО ТЫ?

        Ребенок, едва родившись на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребенка становится все более скрытой от посторонних глаз, а поведение – все менее объяснимым и предсказуемым. Без сомнения, никто так хорошо не знает своего ребенка, как родители, проводящие с ним большую часть времени. Но является ли подобное знание универсальным ключом к взаимопониманию? Конечно, нельзя умалять значение истинной родительской любви, отрицать роль родительской интуиции и родительского воспитания. И все же этого порой оказывается недостаточно.      Интуиция часто становится бессильной, воспитание – полным противоречий. Вот тут-то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. Наука психология может дать ответы на многие вопросы, встающие перед родителями. Почему малыш развивается так, не иначе? По каким законам складывается его психическая жизнь? В чем приметы того или иного возраста? Как понять и учесть индивидуальные особенности ребенка? Что значит развивать его и нужно ли вообще это делать?

Маленький ребенок мало похож на взрослого, он многого не умеет, во многом беспомощен. Однако от глаз внимательного родителя никогда не ускользнут те едва уловимые изменения, которые происходят в его ребенке день ото дня и которые все более приближают его к миру взрослых.

С первых дней жизни малыш вступает на путь, открывающий перед ним многочисленные возможности в будущем. Путь этот напоминает большую лестницу, на каждой ступени которой с человеком происходят необыкновенные превращения, иногда частично, иногда полностью меняющие его психическую структуру. Изменения эти тесно связаны с тем, что удалось освоить на предыдущих ступенях, с качествами, приобретенными в прошлом. Причем от степени сформированности упомянутых качеств зависят дальнейшие успехи и достижения человека. Именно поэтому каждую ступеньку жизненной лестницы необходимо пройти с максимальной эффективностью, используя все то новое, что можно встретить только на ней.

Многие родители придают слишком большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы он буквально ни в чем не отставал от своих сверстников, а по возможности и опережал их. Действительно, повышенное внимание к темпу вполне оправдано, но только тогда, когда речь идет о задержках развития. Если ребенок вовремя не овладел предметным рисованием, не научился выполнять простейшие математические операции, если он вял, безынициативен, неуверен в собственных силах или переживает острое чувство своей непохожести на других, родителям стоит насторожиться и попытаться выяснить причины происходящего. Может быть, не учтены индивидуальные особенности нервной системы ребенка или влияние прошлых эмоциональных травм? Консультация специалиста позволяет выявить неправильное формирование психики, разработать мероприятия и стратегию воспитания по предотвращению асоциальных привычек и отклоняющегося поведения, дает возможность ребенку  и родителям  мягче пройти кризис.

Мастерство воспитания заключается в видении гармонии и своевременности овладения тем или иным жизненным навыком, в понимании воспитателем иерархии жизненных ценностей ребенка. Если ваш сын или дочь развивается с опережением сверстников, он сообразительнее, то, казалось бы, этому можно только радоваться. Конечно, в некоторых случаях из юного гения удается вырастить выдающуюся личность, но чаще всего необычный темп по мере взросления замедляется и ребенок становится самым обыкновенным (сохраняя, впрочем, достаточно высокий уровень общих способностей). Поэтому гораздо важнее обращать внимание не на темп развития ребенка, а на его возможности в данный момент, соответствующие возрасту. Все ли они развиты в достаточной мере? Вундеркинды в развитии интеллекта или творчества достаточно часто отстают от своих сверстников по развитию базовых  психических навыков общения, самообслуживания и поддержания здоровья. Такой ребенок в 5 лет будет писать стихи, содержащие глубокий философский смысл, в 9 – решать задачи по физике или химии, а в 11 лет станет студентом ТНУ. Но не получим ли мы в таком случае мощный компьютер в хрупком теле? Не окажется ли так, что раньше срока, не успев насладиться детством, он станет взрослым, потеряв при этом радость подвижных игр, возни с животными, наивные фантазии и мечтания будущей способности замечать и любить самого себя.

Психологическая наука утверждает, что любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или слишком поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

Многие родители наверняка помнят, как их дети, достигнув определенного возраста, вдруг становились неузнаваемыми. Был ребенок как ребенок, а теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Он становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения. Порой такая ситуация болезненно переживается всеми членами семьи. Это самый настоящий кризис, неизбежный в любом развитии. Потому что кроме количественных изменений развитие психики включает в себя и резкие качественные скачки, изменяющие мировоззрение и систему ценностей. Кризис – явление необходимое, он является этапом самого процесса развития. Однако, как бы они ни были неизбежны, не следует думать, что они должны сопровождаться постоянным негативизмом. Прохождение кризиса достаточно сильно зависит от внимания и чуткости близких к ребенку взрослых. И в крайних случаях также сильно зависит от своевременного обращения к специалисту, отличающего отклоняющееся поведение от общих возрастных перемен.

И, наконец, один из самых приятных моментов взросления – профориентация. Порой решение о выборе профессии юноши и девушки принимают случайно, часто идя на поводу у родителей, бабушек и дедушек, знакомых или друзей. В результате может случиться  так, что несколько лучших лет жизни потратятся впустую, не принося удовлетворения, и лишь в зрелом возрасте приходит осознание допущенной ошибки.

Как же можно избежать неверного выбора профессии? Давно известно, что различные виды деятельности требуют от человека различных качеств, которыми не все обладают в равной степени. Поэтому одна из основных задач этого возраста – попытаться определить, какие из качеств у молодого человека развиты наилучшим образом и в деятельности какого типа он смог бы добиться наибольшего успеха и удовлетворенности. Тем более это актуально при современной стоимости образования и достаточно раннем интересе к интимным отношениям и образованию семьи. 

 Другие статьи

Светлана Левантович © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz