Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
19.05.2024, 16:44
.
Главная ФИЛОСОФИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРА Регистрация Вход
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

                                                                                         ФИЛОСОФИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРА

Немногим более ста лет ученые-психологи пытаются создать модель личности человека, но психический инструмент оказался столь сложен, что пока не удалось изобрести модели, учитывающей все возможные проявления. Это не значит, что такая модель не существует. Может быть, просто наука психология слишком  молода и пока занимается  сбором количественного материала, чтобы когда-то случилось обобщение, систематизация и прорыв на следующий качественный уровень  понимания действительно сложной психической природы человека.

Почему-то считается, что психология существует только в Европе. Почему же культура практического формирования психики определенного свойства не считается психологией? Мастера Востока  говорят на другом языке, они не объясняют  и ничего не доказывают, это другая философия. Но психику могут сделать, есть методы и многовековый практический опыт. Многие восточные техники столь сильны, что, проработав данные психические каналы и открыв способности, европейский образованный человек  останавливается перед проблемой реализации их в современном обществе. Т.к. реализации нет, то приходится практику прекратить и заняться чем-то другим. Эту реализацию мы можем сделать сами с помощью синтеза  западной теории и восточной практики,  и она может стать общей культурной традицией.

Глубочайший кризис последних лет, коснувшийся в целом нашей цивилизации, стран СНГ и Украины вызвал к жизни разрушительные силы на всех уровнях и планах психического проявления индивида. Осознание бессилия всесторонне развитого человека изменить свою жизнь к лучшему заставляет искать точку опоры не в мире физических законов, не в социальной области и даже не в культуре и науке, потому что представители данного слоя общества, имея знания и таланты, почему-то не получили стойкого эмпирического результата, выражающего себя в качестве психической жизни. В прошлых веках такой результат был, в обществе существовали сословия и классы, имеющие изначально разные возможности реализации, которые зависели от развития сознания индивида. Сейчас, при сравнительно неравных стартовых возможностях, различные социальные срезы общества имеют примерно одинаковое психическое неблагополучие, видимо связанное не только с сознанием индивида. Хотим мы этого или нет, но развитие цивилизации вплотную подошло к проявлению Бессознательного в природе человека и, соответственно, связи между Сознанием и Подсознанием.

Моя теория есть схема или набросок, эскиз. В поисках какой-либо структуры, которая позволяет лучше понимать разнообразие психических темпераментов, характеров, уровней развития  я сначала обратилась к научным практическим исследованиям и тестам. Но они изучают человека только на уровне поведения, действия. Тогда я обратилась  к более древней и практически выверенной временем  индийской философии. Я думаю, что строение психики, сам его принцип ничуть не изменился с тех пор. При переводе терминов и понятий древней Тантры я с удивлением обнаружила, что сама тантрическая интрига между мужским и женским началами очень близка европейскому психоанализу. Восточная философия имела намного  больший срок созревания и развития. Поэтому Сознание и Бессознательное ею изучены и проанализированы отношения между ними. Но ввиду сакральности, изустному подходу и образности ведической философии, многие ее знания до сих пор остаются неизвестны.

 Благодаря колонизации Индии Англией произошло знакомство  Запада с восточной культурой и до нас  (через два перевода) дошла  постепенно йога, аюрведа, дзенские практики, медитации  и философия единоборств. Потеря глубины здесь неизбежна, ибо западное мышление экстравертно и направлено на внешний эффект. Эта проблема увеличивается и при попытке доказать научность индийской психологии, т.к. принципы современной науки остаются экстравертными и не имеют критериев для изучения интровертной психической природы, регистрируемой уже не физическими органами восприятия. Т.е. в самом научном инструментарии еще не развита возможность для исследования  внутренних состояний. Сейчас такие исследования происходят только людьми, развившими свой индивидуальный инструмент различения и осознавания. Таких людей не много, еще меньше среди них ученых, и еще меньше – психологов. Естественно, что доказать свое понимание они не смогут, пока тонкое психическое различение не станет видимо всем и очевидно каждому так, что не потребует доказательств. Поэтому пионеры трансцендентного пространства  вынуждены оформлять свое понимание как теорию, как предположение, заведомо недоказуемое.

Опираясь на исследования последних лет, мы можем сначала четко разграничить различные виды природы человека, которые безусловно следует изучать с разным подходом.

В частности, в учебнике философии профессора И.И. Кального (10) сказано следующее: «…Поскольку общество как определенный уровень бытия в мире является аналогом бытия мира, то в нем можно обнаружить все виды бытийной реальности: объективную, субъективную и трансцендентную, что позволяет вести речь и о различных видах деятельности, выделяя деятельность как субъективное познание и самопознание; деятельность как объективное освоение и преобразование мира; деятельность как «глубинное общение», приобщение общества к вечному и бесконечному, трансцендентному». И далее  там же « Если два вида деятельности (субъективная  и объективная) очевидны и не требуют своего доказательства, то этого не скажешь о трансцендентном виде, который носит неявный характер и косвенное обоснование. Суть его заключается в том, что без ориентира на вечность и бесконечность мира и его развития, общество и человек этого общества прозябает в мире конечного и иллюзорного, исповедуя принцип «здесь и сейчас». Такое общество, не имея перспективы, порождает экстремизм и авантюризм. Для него феномен Чернобыля, терроризма, диктатуры, скорее правило, чем исключение. Только ориентир на вечность мира и бесконечность его развития обеспечивают стабильность и перспективы, как для общества, так и для человека».

Таким образом, современная философия  обозначила, что трансцендентное пространство существует и  является видом бытия человека. В этом случае закономерен вопрос: а что же такое трансцендентное пространство? Возможно ли его описать, или хотя бы приблизительно обозначить его отличие от субъективного и объективного?

Я предлагаю такое условное разделение в природе человека:

Объективная природа – это только физическое тело.

 Психический продукт, выведенный на материальную основу (запись голоса при пении или декламации, танец, записанный на пленку, мысли, напечатанные в книге и т.д.) – это явление перехода субъективного человеческого состояния в новый объект, человеком не являющийся.  Развитие данной природы зависит от степени развития физических органов восприятия: глаза, уши, рецепторы осязания, вкуса и обоняния.

Субъективная природа – это психическое пространство индивида, его тип личности. К данной природе можно отнести мысли, чувства, ощущения, интуитивные сигналы, не выражаемые наружу, но существующие во внутреннем пространстве. Комплекс состояний, который в современной психологии называется рефлексией и связан с психической реакцией данного человека на внешние стимулы. Сюда же условно можно отнести комплекс повторяющихся паттернов поведения и характер. Развитие данной природы зависит от интровертных  органов восприятия, аналогичных внешним. Т.е. реакция на стимул будет в любом случае, но степень ее осознавания и контролирования адекватна глубине рефлексии.

Объективная и субъективная природа относительно друг друга есть противоречие и их развитие в одном индивиде будет разнесено во времени его жизни, как минимум с периодом в 20 лет. Условно мы можем объективную природу соотнести с экстраверсией, а субъективную с интроверсией. Индивидуальный масштаб развития психических функций в индивиде связан с регионом и страной, в которой человек проживает и не может выйти из границ и возможностей объективной и субъективной природы региона.

Трансцендентная природа – Самость (индивидуальность), Сознание и Подсознание данного человека. Не может быть познана из психики. Возможность изучать и осознавать ее дают только религиозные ритуалы либо техники, имеющие глубокие культовые корни, опирающиеся на подвижничество, аскезу и глубокие нравственные принципы. Чтобы Сознание человека вышло на этот уровень видения и понимания, оно должно выйти из процессов мышления, чувствования и ощущений. На этом уровне человек есть только энергия, информация и индивидуальная структура организации частиц между собой. Объективное наблюдение частиц в квантовой физике вряд ли позволит выявить их живое предназначение и самоорганизацию, т.к. в данном случае сам наблюдатель (прибор)  не регистрирует наличие Сознания в объекте наблюдения.

Восточная философия не разделяет субъективную и трансцендентную природу. Можно предположить, что трансцендентная – это более глубокая субъективная. Однако, для того, чтобы понимать лучше требуется увидеть различия. Объективная природа развивается манипуляцией объектами, субъективная – протекающими в психике процессами. Трансцендентная природа может быть развита бессознательно за счет ритуалов и религиозного культа и сознательно - за счет техник созерцания и видения. Если на данном уровне возможны какие-то манипуляции, то их совершает Сознание человека, тренируя внимание.

 Также совершенно очевидно, что объективная природа развивается на Западе и связана с развитием личности. Субъективная и трансцендентная природа лучше изучена Востоком  и связана с восприятием сущности.

В своей теории я пытаюсь обосновать, что трансцендентная природа человека аналогична растению (дереву), физическая природа имеет базовые программы животного и только психическая природа собственно человеческая. Сам индивид и общество уважают себя, если могут создать нечто, отличающееся от животного и растения.

Новая транскультура.

Уважаемые коллеги!  Продолжая исследования трансцендентного пространства на основании большого эмпирического материала, я хотела бы сделать некоторую классификацию различных состояний сознания для того, чтобы внести ясность  и понимание природы наблюдаемых явлений.

Нормальным состоянием сознания можно назвать состояние, когда сознание находится в психике.

Обычный человек чувствует себя « в своей тарелке», если ощущает себя в самом себе, привычном для него психическом состоянии. Постоянство такого состояния обеспечивают устойчивые психические паттерны поведения и характера, сложившиеся в течении жизни.

Однако, существуют всем известные так называемые измененные состояния сознания, которые тоже хотелось бы хотя бы приблизительно перечислить :

-религиозные состояния (медитативные, молитвенные, экстатические)  возможно, самые безопасные в психическом и физическом смысле транспереживания, если они происходят в культовом пространстве зрелой религиозной традиции.

- психоделические – с помощью приема наркотических средств или их содержащих лекарств ( описаны С. Грофом (1));

- алкогольное опьянение (в зависимости от степени есть некоторая доля транса)

Я предполагаю, что алкоголь или наркотик дает возможность сразу достичь эйфорического состояния Самости. Опьянение в зависимости от степени транса дает избыток сил, психическую энергию, расслабление, радость и т.д. Это связано с самой природой алкоголя, который по аюрведе считается абсолютной сладостью, ибо сделан из природных сахаров. Видимо, создавая глюкозу и фруктозу, Творец испытывал необычайную эйфорию и счастье. Сладкое символизирует радость и способно снимать напряжение, меняя негативные эмоции на позитивные. Однако достижение Самости с помощью алкоголя и наркотиков происходит благодаря их действию. Сознание самого человека остается недоразвитым и обусловленным. Достигая таким образом рая, индивид привносит в него весь объем своего сознания. При этом высочайшая потенция Самости оживляет в психическом пространстве все, что существует в сознании индивида. Представления становятся столь реальны, что индивид начинает совершать действия из своих видений. И, так как удовольствие максимально, а контроль отсутствует, реализуются подавленные эгоистические желания и агрессия, контролируемые в трезвом состоянии. Там, где развитие сознания происходит слишком грубым подавлением, жесткой дисциплиной или условия жизни требуют постоянной бдительности и контроля, там, где избежать насилия  и несвободы у человека не хватает сил, алкоголь и наркотик являются тактическим эволюционным суррогатом- депрессантом. Они распространяются в условиях жизни человека, лишенного возможности культивировать естественную радость и испытывать сложные и разнообразные естественные удовольствия. Только постоянное неудовлетворение Бессознательного и невозможность или невежество в вопросах отдыха и радости является причиной алкогольной и наркотической зависимости.

- сон (более всего изучен в психоанализе З.Фрейда и аналитической психологии К.Юнга)(2).

- творческие и научные состояния озарения и вдохновения - есть глубочайшие мистические переживания, и их природа нуждается в изучении.(3)

- сексуальное возбуждение и оргазм - одно из самых глубоких трансовых погружений, данное любому человеку в виде инстинкта и не требует специального обучения. Тем не менее, нуждается в увеличении культуры и образования само вхождение в данную технику транса, ибо в человеческом обществе условия для получения такого переживания весьма далеки от природных и более наполнены подавлением этого инстинкта, нежели раскрытием его возможностей.(4)

- физическая нагрузка, доводящая до учащенного дыхания и сердцебиения ( аэробная), задержка дыхания свыше 1 минуты. Сюда же относится пение и танец (в некотором смысле) напр. танец суфийского дервиша или динамическая медитация ОШО.(5)

Т.е. любой сбой естественного дыхания есть некоторая степень транса.

- кратковременная потеря сознания в результате физической травмы. Обращали ли вы внимание, куда девается здравый смысл и расчет, когда вы споткнулись и падаете? В эти десятые доли секунды Подсознание пытается спасти физическое тело от разрушения. «Господи!» − бессознательно говорит душа, выключая мозги, как примитивный устаревший калькулятор, не способный вычислять трансцендентные процессы. Даже, если падения удалось избежать, потом бывает дрожь, испарина, краткое сатори (остановка мыслей). Это был транс. В обычном состоянии мы никогда не посещаем места своих былых падений.

линическая смерть. Один из самых глубоких и осознанных вынужденных случаев транса. Практически всегда влечет за собой расширение сознания и трансформацию личности. Такие состояния прекрасно описаны врачом- реаниматором Моуди.(6)

- монотонная, длительная, однообразная деятельность

- задумчивость (остановка взгляда или его скольжение без мыслей)

 И так далее…Сейчас я перечислила известные и привычные нам переживания транса, но в последнее время психотерапия предлагает техники, разработанные из восточных религиозных и адаптированные для европейского менталитета.

- трансперсональные методики. В связи с тем, что весь процесс развития индивидуальности  записывается и хранится в Подсознании, мы можем узнать о себе больше, только рискнув выйти из Сознания. Такое состояние можно назвать погружением в транс или рассеянным вниманием. Чтобы достичь здесь некоторой глубины, нужна техника, которая есть готовый канал на данный уровень транса в Подсознании. Каждая техника разрабатывалась в определенных условиях и в определенное время. Очевидно, что пришло время понять, куда именно в Подсознании приводит та или иная методика. Все они являются достоянием нашей цивилизации и единственной не религиозной возможностью в настоящий момент для мягкой и гуманной терапии жутчайших и ужаснейших переживаний нашей истории, хранящихся в подсознаниях каждого из нас. B определенный момент они могут выходить в сферу сознания, не подчиняясь ему.

Принцип всех трансовых техник один – максимально привлечь внимание Сознания к Подсознанию, заставить его войти как можно глубже. Это делается с помощью боли, создания шоковых эффектов, телесной динамики, концентрации на глубоком дыхании, голодания, рассеяния внимания с помощью прозрачных и блестящих предметов и т.д. Вхождение Сознания глубже обычной нормы влечет за собой потерю привычной картины бытийствования и оживление информации в Подсознании, которая сейчас достигнута Сознанием. Появление Сознания в этом месте дает энергию для переписывания негативных переживаний в позитивные. Подсознание знает, как это сделать. В ситуации, когда Сознание пассивно отдает потенциал, Женское начало становится активно и вылечит искажения в той степени, на сколько хватит данного потенциала. По сведениям практиков, состояние обострения и воспаления  переходят в стадию ремиссии, многие психосоматические реакции на стресс вылечиваются полностью.

Возникла также традиция писать в измененном состоянии сознания, и уже достаточно укоренилась в нашей культуре после книг Даниила Андреева(7), Станислава Грофа и Сергея Лазарева. С.Гроф пишет, что психоделические сессии в лечебных целях, проводимые людям творческих  специальностей, приводили к необычайным открытиям и откровениям, обычно в области профессиональной деятельности этого человека

По сути, подобные сессии продемонстрировали, что любая деятельность или ее отсутствие, выходящие за рамки возможностей сознания это проконтролировать, есть некоторая степень транса, которая может быть изучена наукой. Если научное сознание направит свое внимание в вышеперечисленные области жизни человека, то, я уверена, через некоторое время, осознанность общества увеличится, и качество жизни станет много выше сегодняшнего. К.Г.Юнг в своих работах об одержимости (9) описывал различные бессознательные состояния как комплекс, не поддающийся воздействию сознания. И, совершенно очевидно, что подобные состояния оживляют инстинкты и вытесненные эмоциональные состояния по принципу их значительности. При достижении транса первыми выходят наиболее неудовлетворенные потребности, вызывающие боль бессознательного. Трансовое состояние может также показать, какая форма удовлетворения необходима. Затем это обсуждается с психологом. Реальное излечение заболевания или сброс напряжения произойдет только тогда, когда сознание самого индивида перестанет вытеснять желание и начнет искать и совершать сознательные социальные действия по его осуществлению.

Учитывая, что работа психолога на Украине происходит без юридической и социальной защиты, никогда не знаешь, какую беду придется «разводить руками».

Мой опыт показывает, что большая часть пациентов, приходящих на прием, уже находится в бессознательном в какой-то степени состоянии, которое не оценивает таким образом, и даже не оценивает как субъективное. Потребность в современной теории Бессознательного, позволяющей проводить немедикаментозную терапию, понимая различные его уровни и также дающую стойкий эффект возвращения назад, в рациональную и здравую психику, для меня, практикующего психолога, стала совершенно очевидной.

Моя теория создавалась из пятнадцатилетней практики, в том числе из такого же по длительности медитативного опыта, техник осознанности и трансперсональных методик. Для человека, живущего в сознании, но постоянно совершающего погружения в подсознание, становится совершенно очевидно существование двух виртуальных реальностей, существующих параллельно. Сознание – это настоящее, подсознание – прошлое. И, когда прошлый опыт, пережитый неосознанно или с негативными эмоциями, вдруг врывается в сознание, качество жизни индивида резко падает. То же самое можно сказать о коллективном бессознательном. Прошел почти век, как оно открыто наукой, но что это такое и как оно воздействует на качество жизни общества, практически неизвестно. Я попробовала  воспринимать Бессознательное как информационное хранилище опыта цивилизации и практиковала трансперсональные погружения с целевой медитативной задачей. Конечно, для подобных исследований мне пригодилась достаточно гибкая, смелая и творческая психика артиста и поэта, умеющая легко входить в транс и также мягко выходить из него. Мой метод позволяет изучать нужный информационный блок подсознания непосредственно, что в активном состоянии сознания невозможно. Но даже опосредовано, по косвенным признакам, как это делает современная психология, уважающая только сознательные методы, отчетливо видно, что имея огромный сознательный потенциал и наилучшее в мире образование, современное общество испытывает глубочайший кризис, связанный с содержаниями коллективного бессознательного. Принимая вызовы современности, считаю дальнейшие исследования трансцендентной природы человека актуальными и насущно необходимыми в плане открытия новейшей и более гуманной терапии, способной создать в ближайшем будущем альтернативу медикаментозной психиатрической помощи.

Другие статьи

Светлана Левантович © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz